Дата публикации: 21.05.2018 12:28
Дата изменения: 21.05.2018 12:28

В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года (далее - Послание) были четко определены основные задачи по развитию страны. Послание Главы государства включает как политические, экономические, так и социальные направления стратегии и тактики государства. Послание определяет ключевые направления развития государства в ближайшей перспективе.

Главными векторами развития страны, которые предложил Президент в своем Послании, является «Индустриализация», «Дальнейшее развитие ресурсного потенциала», «Умные технологии», «Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры», «Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе», «Перезагрузка» финансового сектора», «Человеческий капитал – основа модернизации», «Эффективное государственное управление», «Борьба с коррупцией и верховенство закона», «Умные города для умной нации».

Одной из основных идей Послания является цифровизация. Прежде всего, необходимо  отметить преемственность задач, обозначенных в документе. Цели и приоритеты, озвученные в Послании, синхронизированы со всеми государственными программами. Таким образом, Послание является прямым руководством к действию по реализации программы «Цифровой Казахстан» от 12 декабря 2017 года.

В рамках реализации Послания Президента народу Казахстана, 38-го шага «Плана нации - 100 конкретных шагов» от 20 мая 2015 года и Государственной программы «Цифровой Казахстан» предусматривается повсеместное внедрение цифровых технологий во все сферы нашей жизнедеятельности.

В нынешнем году Казахстан приступил к активной фазе исполнения данных программ. И первые проекты уже запущены.

Ранее при проведении таможенных операций использовалось несколько систем, в результате чего возникали проблемы, которые негативно сказывались на качестве оказания государственных услуг.

         Внедренная в Казахстане Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования АСТАНА-1 (ASYKUDA) уже функционирует в 95 странах ближнего и дальнего зарубежья, имеет позитивную оценку в рейтинге «Doing Business» и соответствует нормам и стандартам Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации.        

         Первоначально была внедрена подсистема «Таможенный транзит» с 1 октября 2017 года, которая обеспечивает совершение всех таможенных операций в пункте пропуска на границе: предварительное информирование, применение технических средств контроля, контроль иных государственных органов, а также таможенных процедур, связанных с транзитом товаров.

         Среди очевидных плюсов – возможность формирования предварительной информации, которая в последующем преобразовывается в транзитную декларацию. Стоит отметить, что в отношении товаров, по которым поступила предварительная информация, заблаговременно проводится анализ по системе управления рисками, и, соответственно, при прибытии товаров контроль проводится в минимально короткое время.

         Вместе с тем, участник ВЭД имеет возможность отследить в системе процесс прохождения транспортного средства через границу.

         В дальнейшем внедрена подсистема «Таможенное декларирование» по таможенной процедуре «Экспорт-10», которое начато с 1 января 2018 года.

         На текущий момент в Республике уже выпущено более 22,7 тыс. электронных деклараций, при этом 99,5% выпущено системой автоматически за минуту по «зеленому коридору». По «желтому коридору» - 3 ч. 15 мин, по «красному коридору» - 64 ч. 45 мин.

         Раньше на подобные экспортные процедуры уходило до 55 минут, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в таможню лично.

                   На текущий момент в Республике уже выпущено более 8,8 тыс. электронных деклараций, при этом 89% выпущено системой автоматически за минуту по «зеленому коридору». По «желтому коридору» - 12 ч. 30 мин, по «красному коридору» - 43 ч. 20 мин.

         В первую очередь, использование информационной системы  «АСТАНА-1» направлено на упрощение процедур для участников ВЭД. Автоматизация таможенного администрирования, предусматривает использование электронных документов.  Информационная система  «АСТАНА-1» имеет ряд преимуществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса с момента подачи предварительной информации, оформления транзита, хранения товаров на складе временного хранения до контроля после выпуска товаров. В системе заложен четкий алгоритм действий сотрудников таможни, по которым декларация выпускается в автоматическом режиме, либо система указывает должностному лицу на проведение таможенного контроля в рамках системы управления рисками. Теперь нет необходимости обращаться в таможню с пакетом документов, это можно сделать удаленно из своего кабинета без бумаг. Исключен контакт сотрудника таможни с получателем груза. При этом, в случае необходимости подтверждения сведений, указанных в декларации все дополнительные документы запрашиваются удаленно по электронной почте без непосредственного контакта сторон. Все процессы таможенного контроля сосредоточены в одной информационной системе (существовало более 5 систем: ЦОУ, ТАИС, Статистика, WEB-декларант, Брокерская система, Система управления рисками). Данные меры являются одним из шагов по автоматизации процессов таможенного оформления и значительного снижения коррупционной составляющей.

          Помимо этого, использование данной системы предоставляется на безвозмездной основе. Данные обстоятельства значительно повлияют на сокращение финансовых и временных издержек участников внешнеэкономической деятельности. Также стоит отметить, что с внедрением ИС «АСТАНА-1» участникам внешнеэкономической деятельности нет необходимости приходить в таможенный орган, чтобы забрать товар, т.к. владельцы складов временного хранения зарегистрированы в ИС «АСТАНА-1».

    В Департаменте государственных доходов по Карагандинской области с 01 апреля текущего года по состоянию на сегодняшний день оформлено 2258 декларации на товары, в том числе по процедуре Экспорт-10 – 1081, Импорт-40 – 1028, иные таможенные процедуры 149, из которых 2047 (т.е. 90%) выпущено в автоматическом режиме. Среднее время оформления составило – 1 минута.      Кроме того, в системе  «АСТАНА-1» ведется оформление карточек и сертификатов обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, всего было оформлено 21 сертификатов и 51 карточки.

Таким образом,  Послание Президента Н. А. Назарбаева является важным стимулом дальнейшей модернизации страны. Всеобъемлющий характер Послания требует активного участия всех граждан страны в работе по ее реализации. Послание Президента – это руководство к действию для каждого казахстанца, а задачей Департамента государственных доходов является создание необходимых  условия для реализации Послания Президента народу Казахстана.

 

 

Руслан Таласпеков

Заместитель руководителя

Департамента государственных доходов

по Карагандинской области