1. Порядок возврата НДС
Согласно статье 249 пункта 2 Налогового кодекса РК превышение НДС, сложившееся на конец налогового периода, в котором совершены обороты по нулевой ставке, подлежит возврату, если выполняются следующие условия:
1) Если реализация соответствующих товаров, работ, услуг налогоплательщиком осуществляется на регулярной основе – не реже одного раза в каждом из трех последовательных кварталов;
2) Оборот, облагаемый по нулевой процентной ставке за налоговый период, должен составлять не менее 70% от общего облагаемого объема оборота по реализации.
При невыполнении указанных условий, возврату подлежит только та часть налога, которая была отнесена в зачет по товарам, работам, услугам, использованным для осуществления оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке.
В соответствии с статьей 431 пункта 1,2 Налогового кодекса РК возврат налоговых превышений осуществляется по требованию налогоплательщика в следующие сроки:
1) 55 рабочих дней – при обороте по нулевой ставке не менее 70% от общего облагаемого оборота по реализации;
2) 75 календарных дней – в остальных случаях.
2. Система управления рисками, важно знать
Налогоплательщики попадают под действие двух систем управления рисками:
1.категорирование при налоговом контроле (присвоение низкой, средней или высокой степени риска);
2.оценка риска при отборе на налоговую проверку (присвоение высокой или невысокой степени риска).
При этом под риском понимается возможность нанесения ущерба государству в результате неисполнения налогоплательщиком или исполнения в неполном объеме своего налогового обязательства.
СУР при налоговом контроле была разработана с целью:
- совершенствования системы налогового администрирования;
- повышения выявляемости налоговых нарушений;
- сосредоточения внимания органов государственных доходов на особо рисковых сферах и минимизация контроля за низкорисковыми налогоплательщиками.
При определении степени риска учитывается совокупность всех критериев. Практическая польза СУР заключается в том, что ресурсы органов государственных доходов распределяются оптимально, сосредотачиваясь на наиболее проблемных сферах и приоритетных направлениях, что делает работу более эффективной.
Для налогоплательщиков же присвоение статуса низкой степени риска позволяет избежать налоговых проверок и повысить степень доверия со стороны контрагентов. Это также стимулирует их к добровольному и добросовестному исполнению налоговых обязательств.
3. Порядок проведения таможенных проверок
Процедура таможенной проверки может проводиться по отношению к перевозчику, лицу, декларанту, который осуществляет временное сохранение перевозимых товаров в местах, не относящихся к категории складских помещений для временного хранения.
На момент проведения таможенной проверки проверяются следующие аспекты: факт помещения товара для проведения таможенной процедуры; достоверность информации, указанной в таможенной декларации и сопутствующей документации; соблюдение всех установленных ограничений относительно распоряжений и использования условно выпущенных товаров; исполнение представителями таможенных органов обязанностей, которые предусмотрены в соответствующем таможенном законодательстве; соблюдение условий применения или использования товаров в соответствии с установленными требованиями таможенного законодательства.
Процедура таможенной проверки может быть выездного и камерального типа. Камеральная проверка проводится таможенными представителями непосредственно на месте нахождения таможенного органа, выезд таможенных представителей к проверяемым лицам не предусматривается. Выездная таможенная проверка проводится на основании предписания. Предписание должно быть подписано руководителем (лицом, его замещающим) таможенного органа. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.
Выездная таможенная проверка подразделяется на 3 категорий: Встречная внеплановая; Внеплановая; Комплексная. На основании одного предписания проводится только одна проверка проверяемого лица. Предписание регистрируется до начала проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов путем его представления территориальному органу по месту нахождения проверяемого субъекта, в том числе в электронной форме.
4. Что нужно знать физическим лицам, имеющим налоговую задолженность?
При возникновении задолженности физическому лицу направляется соответствующее уведомление, на исполнение которого дается 30 рабочих дней. В случае непогашения задолженности на сумму свыше 1 МРП (3692 тенге в 2024 году) в вышеуказанный срок, должнику направляется налоговый приказ. Далее, если в течение 5 рабочих дней после его получения задолженность также не погашается, то такой налоговый приказ направляется судебным исполнителям.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрена возможность добровольного погашения задолженности без применения мер принудительного взыскания до передачи налогового приказа судебным исполнителям.
Частные судебные исполнители в рамках Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» вправе применять меры принудительного взыскания в виде ареста банковских счетов и имущества. При наличии задолженности 40 МРП и более на гражданина также может быть наложен запрет на выезд из РК. Помимо налоговой задолженности с физического лица дополнительно взыскивается оплата услуг судебного исполнителя в размере до 25% от суммы налоговой задолженности.
Во избежание дополнительных расходов, Комитет рекомендует своевременно производить уплату налогов.
Проверить сведения о наличии/отсутствии задолженности по налогам можно в мобильном приложении e-Salyq Azamat во вкладке Электронные сервисы → Сервис задолженности по налоговым и социальным платежам → Ввести ИИН.