
Возникает ли у декларанта обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае отсутствия сертификата происхождения на дату подачи и выпуска таможенной декларации?
В случае если сертификат о происхождении товаров, предусмотренный Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 года № 49, не представлен до выпуска товаров, то согласно подпункту 1) пункта 5 статьи 397 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) происхождение таких товаров считается неподтвержденным. При этом в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 397 Кодекса в указанном случае специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования.
У декларанта (таможенного представителя) возникает обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае, если сертификат о происхождении товаров не представлен в орган государственных доходов до выпуска таможенной декларации.
Предусмотрена ли процедура возврата уплаченных специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае предоставления сертификата происхождения после выпуска товаров. Если да, то в течение какого периода времени, декларант вправе предоставить такой сертификат и обратиться с заявлением о возврате ранее уплаченных сумм?
Согласно пункту 7 статьи 397 Кодекса при подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров.
В соответствии со статьей 89 Кодекса исковая давность по требованиям органов государственных доходов или по требованию плательщика является периодом времени, в течение которого органы государственных доходов вправе исчислить (начислить) плательщику или пересмотреть исчисленную плательщиком сумму таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также сумму начисленных пеней, процентов. Срок исковой давности по требованиям органов государственных доходов и плательщиков составляет три года, если иное не предусмотрено положениями Кодекса.
При подтверждении происхождения товаров впоследствии в течение срока исковой давности, установленной положениями Кодекса, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров.