
Мониторинг иностранного финансирования
Согласно изменениям (введены в действие с 11 октября 2016 года), внесенным в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), требования по предоставлению отчетности распространяются на физических и юридических лиц и (или) структурных подразделений юридического лица, получивших деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства на:
1) оказание юридической помощи, в том числе правое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование;
2) изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов, проводимых в коммерческих целях), а также распространение и размещение их результатов;
3) сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.
Приказами Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года №241 и 242 утверждены соответствующие нормативные правовые акты, определяющие порядок, срок и формы уведомлений (Ф.017.00) и сведений (Ф.018.00) о получении и расходовании денег и иного имущества.
Вопрос
С какой целью приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие обязательное информирование налоговых органов о привлечении денег и (или) иного имущества из иностранных источников?
Ответ
Поправки приняты с целью регулирования вопросов иностранного финансирования, носят уведомительный характер, не устанавливают дополнительных административных барьеров.
Лицу, получающему иностранное финансирование, достаточно уведомить органы государственных доходов о получении денег и в последующем направлять сведения об их расходовании в установленные сроки и порядке. Порядок, формы (017.00, 018.00) и сроки установлены приказами Министра финансов РК от 20 февраля 2018 года № 241, 242.
Вопрос
Будут ли средства, предоставляемые на командировочные расходы, рассматриваться как источники иностранного финансирования?
Ответ
Денежные средства, полученные на возмещение проезда, проживание и суточные расходы от иностранных источников в случае направления на цели, указанные подпунктом 1) пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса, подлежат отражению в сведениях и уведомлениях о получении денег и (или) иного имущества. При этом расходы данных средств, будут являться расходами на собственные нужды.
Вопрос
В случае получения иностранного финансирования в виде основных средств на указанные в законодательстве цели деятельности, например, для правовой защиты и консультирования, и которое никогда не будет реализовано или передано безвозмездно, в какой момент по данному основному средству у получателя истекает срок предоставления отчетности? Необходимо ли будет по такому имуществу отражать начисление амортизации?
Ответ
В случае получения лицом имущества в качестве основных средств из иностранных источников на цели, указанные подпунктом 1 пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса в течение 10 рабочих дней в органы государственных доходов представляется Уведомление. Не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, физические и юридические лица должны представлять в органы государственных доходов сведения о получении и расходовании денег и (или) иного имущества, полученных от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.
В сведениях указывается только информация о полученном имуществе, т.е. Реестр о расходовании не заполняется. В дальнейшем, сведения представляются только в случае расходования имущества, при этом информация о начисленных суммах амортизации не подлежит отражению.
Вопрос
В случае получения иностранного финансирования физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, необходимо ли ему вести бухгалтерский учет расходов, произведенных за счет полученных средств? В соответствии с каким стандартами финансовой отчетности, либо такому физическому лицу достаточно будет отражать в отчетности фактически произведенные личные расходы по кассовому методу, вписывая в отчет фискальные чеки?
Ответ
В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности обязанность по ведению бухгалтерского учета на лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не распространяется. Физическим лицом, получившим деньги и (или) иное имущество на цели указанные подпунктом 1) пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса при заполнении сведений о получении и расходовании денег и (или) иного имущества указываются фактически произведенные расходы физического лица в рамках полученных денег и (или) иного имущества. При этом расходы, произведенные физическим лицом, должны быть подтверждены документами.
Вопрос
Отчет по расходам должны предоставить по кассовому методу, предоставляя данные по дате и номеру платежного поручения или фискального чека, или по методу начисления, предоставляя данные по дате и номеру накладной или акта выполненных работ.
Ответ
Поскольку уведомления и сведения представляются в соответствии с налоговым законодательством, на них распространяются требования статьи 192 Налогового кодекса. Т.е. ведение налогового учета осуществляет в тенге по методу начисления.
Вопрос
Как необходимо отчитываться физическому лицу за полученные деньги, если он израсходовал их на личные нужды?
Ответ
В соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 242, сведения содержат также Реестр о получении денежных средств и Реестр о расходовании денежных средств от иностранных субъектов.
В случае расходования иностранных средств на собственные нужды, физическое лицо в столбцах «B»и«C» Реестра о расходовании отражает собственные ИИН и ФИО.