Касательно срока исковой давности
по таможенным платежам и налогам
В связи с возникающими вопросами по применению положений статьи 89 и 143 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс), введенных в действие с 01.01.2020 г., к правоотношениям, возникшим до их введения, поясняем следующее.
Согласно разъяснению Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ РК) от 13.01.2020 г. № 19-3/661 с 1 января 2020 года срок исковой давности по требованиям таможенных органов составляет три года, вне зависимости от даты подачи декларации на товары, за исключением случаев предусмотренных статьей 89 Кодекс.
Так, с 1 января 2020 года вступили в действие нормы, предусматривающие изменение срока исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков с пяти лет на три года в соответствии со статьями 89 и 143 Кодекса, за исключением случаев и категорий плательщиков, предусмотренных данными статьями, к которым применяется пятилетний срок исковой давности.
В частности, согласно статьям 89 и 143 Кодекса для следующих категорий плательщиков срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет пять лет:
1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
2) осуществляющих деятельность в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора);
3) включенных в реестр уполномоченных экономических операторов.
Кроме того, согласно статье 89 Кодекса срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет пять лет вне зависимости от категорий плательщиков, указанных в статьях 89 и 143 Кодекса, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:
применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 202 Кодекса;
в соответствии с международными договорами в рамках Евразийского экономического союза или международными договорами о вступлении в Евразийский экономический союз (международными договорами о присоединении государства к договору о Евразийском экономическом союзе) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 202 Кодекса.
Также, согласно статье 143 Кодекса по товарам, находящимся под таможенным контролем в соответствии с выбранной таможенной процедурой, таможенный орган вправе исчислить или пересмотреть суммы специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, подлежащие уплате, в течение срока нахождения товаров под таможенным контролем и трех лет, если иной срок не установлен пунктом 2 данной статьи, – после окончания срока нахождения товаров под таможенным контролем.
При этом, в случае истечения срока исковой давности по требованиям, установленным пунктом 1 статьи 143 Кодекса:
1) в период проведения таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров, – срок исковой давности продлевается на срок проведения такого таможенного контроля, исполнения решения таможенного органа, принятого по результатам проведения таможенного контроля до погашения задолженности по специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеней, процентов;
2) обжалования плательщиком в установленном законодательством Республики Казахстан порядке результатов таможенной проверки и (или) решения уполномоченного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, а также решения, действия (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, – срок исковой давности продлевается на срок рассмотрения жалобы и исполнения решения таможенного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, а в случае обжалования в судебном порядке – на срок проведения судебного разбирательства и вступления в законную силу судебного акта.