Таможенная стоимость товаров
Управление Тарифного регулирования Департамента государственных доходов по Карагандинской области, в рамках реализации программы «Бірге» и Плана нации «100 конкретных шагов» по пяти институциональным реформам Елбасы, которые обеспечат достижения ключевых национальных индикаторов Стратегического плана развития РК до 2025 года, на пути к вхождению в число тридцати самых развитых стран мира, в целях эффективного исполнения поставленных задач предлагает рассмотреть ряд вопросов, возникающих при контроле таможенной стоимости.
Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Она является одним из важнейших компонентов таможенного регулирования так как выступает базой для определения таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорной ставке, помимо этого, служит начальной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли, также является базой для начисления административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.
В процессе контроля выявляются некоторые проблемы, связанные с определением таможенной стоимости. Это занижение или завышение таможенной стоимости.
Следовательно, во время исчисления сумм таможенных платежей необходимо правильно определить базу обложения. Следует отметить, что в РК определение таможенной стоимости является одной из актуальнейших проблем как для деятельности импортеров и экспортеров, так и в работе таможенных органов, осуществляющих контроль над таможенной стоимостью.
Занижение таможенной стоимости импортируемых товаров ведет к недопоступлению таможенных платежей в государственный бюджет.
Для правильного расчета таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, используются шесть методов её определения. Их применение носит эскалационный характер, то есть последующий метод может быть использован декларантом либо таможенным органом, если по каким-либо причинам не может быть использован предыдущий метод или первый метод.
Проблемы контроля таможенной стоимости
Сегодня вопросу определения и контроля таможенной стоимости уделяется большое внимание, как со стороны органов государственных доходов, так и со стороны участников ВЭД.
Значимость выделенных проблем обусловлена тем, что определение таможенной стоимости — это сложный и ёмкий процесс, занимающий большое количество времени и сил у декларанта при определении таможенной стоимости и выборе метода, а у таможенных органов — при контроле таможенной стоимости.
Одной из основных проблем контроля таможенной стоимости является недостоверное её декларирование («серый импорт»). На практике применяется зеркальная статистика экспорта и импорта между торгующими странами. Проанализировав и сравнив статистику РК с данными таможенной статистики стран — торговых партнеров, можно выявить значительное несоответствие между показателями экспорта и импорта, в общем.
Несоответствие статистических данных таможенных органов различных стран обусловлено несколькими причинами: занижение таможенной стоимости товаров, применение двойного комплекта документов участниками ВЭД, применение странами различных методик ведения статистики в торговле товарами, а также различие в определении кодов товара на одни и те же позиции.
Следующая проблема — это манипуляции с таможенной стоимостью (занижение и/или завышение). Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно подразумевают занижение, которое приводит к недопоступлению таможенных платежей в бюджет.
Ещё одна существенная проблема, отсутствия реальной ценовой информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, так как специальные программные средства, которые находятся в распоряжении должностных лиц таможенных органов, не содержат актуальный массив ценовой информации и кодировке товарной номенклатуре в полном объеме, предназначенных для оперативного контроля таможенной стоимости товара.
Пути решения проблем контроля таможенной стоимости
Для решения указанных проблем необходимо наладить интенсивное сотрудничество таможенных органов стран — участниц ЕАЭС с таможенными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, с целью сформировать унифицированное и единое информационное поле о внешнеторговых сделках. Это приведет к эффективному информационному обмену между всеми торгующими странами, что позволит сотрудникам таможенных органов всех стран иметь доступ к достоверным, полным и актуальным сведениям о перемещаемых товарах.
Проведение на регулярной основе рабочих встреч с бизнесом осуществляющих ВЭД с целью разъяснения принципов определения таможенной стоимости и выявления причин, препятствующих предоставлению достоверных сведений, для дальнейшего их анализа таможенными органами.
При этом возникает необходимость со стороны участников ВЭД (возможно на базе НПП «АТАМЕКЕН») наладить работу с иностранными партнерами. Во-первых, по повышению качества оформления коммерческих, товаросопроводительных документов, содержащих сведения о реальной таможенной стоимости товаров. Во-вторых, оперативному реагированию по предоставлению дополнительно запрашиваемых таможенным органом документов и сведений, в том числе экспортной декларации страны вывоза, прайс-листов производителей декларируемых товаров, оригиналов этих документов для проведения и завершения таможенного контроля.
Проводимые мероприятия для эффективного контроля таможенной стоимости.
Управлением тарифного регулирования проводятся круглые столы, встречи-беседы с участниками ВЭД по разъяснению норм национального таможенного законодательства и законодательства ЕАЭС о применяемых мерах по минимизации рисков в области администрирования таможенной стоимости, классификаций товаров по кодам ТНВЭД.
Помимо этого, ведется анализ, мониторинг базы данных электронных декларации на товары для определения области рисков в целях усовершенствования индикаторов риска.
На постоянной основе идет обмен опытом с другими территориальными профильными подразделениями, принимается активное участие в семинарах с предстателями таможенных органов других стран, организованных КГД МФ РК.
Таким образом, за 8 месяцев текущего года управлениями Департамента в результате контроля таможенной стоимости и контроля правильности классификации товаров по кодам ТНВЭД, было дополнительно взыскано в бюджет 828,5 млн.тенге.
Управление Тарифного регулирования Департамента государственных доходов по Карагандинской области