Дата публикации: 27.06.2018 17:10
Дата изменения: 27.06.2018 17:10

1.              Что входит в понятие «Специальные экономические зоны», а также цели создания этих зон.

 

Ну во-первых, Специальная экономическая зона - часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности.

Границы специальной экономической зоны определяются в соответствии с актом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.  

Создание СЭЗ в Казахстане направлено на активизацию внешнеэкономических связей, ускоренного развития региона, технологий и современного менеджмента,  поддержку отраслей экономики и решения социальных проблем, привлечение прямых иностранных инвестиций, создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств , ускоренное развитие современных высокотехнологичных отраслей производства, развитие транспортной инфраструктуры, туризма, создание рабочих мест и другие цели, определяемые в документах  при создании СЭЗ. 

Общественные  отношения, возникающие при создании, функционировании и упразднении СЭЗ на территории РК регулируются  Законом № 469-IV "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан" от 21 июля 2011г. (далее Закон о СЭЗ).

Дополнительные нормы, регулирующие СЭЗ, содержатся в Кодексе о Таможенном регулировании в РК и Налоговом Кодексах Республики Казахстан.

 

2.              На кого распространяется специальный правовой режим СЭЗ, одним словом, кто может осуществлять свою деятельность на территории СЭЗ?

На территории СЭЗ могут осуществлять деятельность резиденты (участники СЭЗ) в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, на которых распространяется специальный правовой режим СЭЗ. А также иные лица, не являющиеся резидентами, в соответствии с законодательством государств – членов евразийского экономического союза.

В свою очередь «участник специальной экономической зоны» - юридическое лицо, осуществляющее на территории специальной экономической зоны приоритетные виды деятельности и включенное в единый реестр участников специальной экономической зоны

 

3.           В части таможенного регулирования в СЭЗ. Какими преимуществами пользуются участники СЭЗ при таможенном оформлении?

 

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (далее - Закон), территория специальной экономической зоны, является зоной таможенного контроля, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

 

 «Свободная таможенная зона» - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

 

4.                Участие таможенных органов в деятельности СЭЗ?

 

Особенности совершения таможенных операций на территории СЭЗ регламентированы главой 29 кодекса РК «О таможенном регулировании в РК» и  Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

В соответствии со ст. 281 кодекса, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками) на территории СЭЗ, в целях осуществления предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.

Товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под эту таможенную процедуру рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза, для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. В связи с этим они находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, и товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза.

          Согласно ст. 283 кодекса, ввоз товаров на территорию СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ, осуществляется с разрешения таможенного органа. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию СЭЗ, в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза.

Резидент ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу. Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных документах.

Приказом Председателя КТК МФ РК от 20.06.2012г. №СШ-14 был создан таможенный пост «Специальная экономическая зона «Сарыарка»

С учетом категории т/п СЭЗ «Сарыарка», данный пост совершает таможенные операции, связанные с таможенной очисткой и выпуском в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу любым видом транспорта и предназначенных для размещения и (или) использования на территории специальной экономической зоны.

5.                На какой срок создаются СЭЗ?

 

В соответствии со статьей 8 Закона СЭЗ могут создаваться  на срок до 25 лет. Срок действия каждой СЭЗ определяется соответствующим Указе Президента о создании данной СЭЗ.

Земельные участки, на которой создается СЭЗ и предназначенные для осуществления приоритетных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) участнику СЭЗ в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания СЭЗ. Обычно СЭЗ ликвидируется после завершения его срока. В случае, когда участники СЭЗ не достигают установленных целевых индикаторов, СЭЗ досрочно упраздняется Президентом РК по представлению Правительства. 

6.                В заключении хотелось бы спросить, в стране повсеместно внедряют цифровые технологии во все сферы нашей жизнедеятельности, на сегодняшний день какие новшества имеются в Вашей сфере?

 

                   С 1 января текущего года в стране начала действовать информационная система электронного декларирования АСТАНА-1. Разработанная в рамках реализации 38-го шага Плана нации система АСТАНА-1 стала еще одним серьезным технологическим шагом направленным на повышение эффективности транспортно – логистической инфраструктуры, сокращению количества документов для оформления экспорта и импорта а также времени их обработки. Новая система имеет ряд преимуществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса, при отсутствии рисков система автоматически выпускает декларацию на товары. Существенную разницу между тем, как было и как стало подчеркивает и другой важный момент  - система предоставляется пользователям бесплатно. Более того, декларант может производить все таможенные операции не покидая офиса ему нужно иметь лишь доступ к интернету. При этом обмен информацией между ним и таможенными органами исключает прямые человеческие контакты, а значит минимизируются коррупционные риски. Данные обстоятельства значительно повлияли на сокращение финансовых и временных издержек участников внешнеэкономической деятельности.

 

 

Ардак Дильдыбаев

И.о.рукодителя ТП «СЭЗ Сарыарка»