
Сотрудники Управления государственных доходов по Нуринскому району провели семинар
по теме: «Иностранное финансирование»
Внедрение мониторинга иностранного финансирования было разработано согласно поручению Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, с целью повышения степени прозрачности использования средств, полученных из иностранных источников. Кроме того, претворение данного преобразования имеет и стратегическую для Казахстана цель – шаг к реализации «Стратегии–2050», идеи «Мәнгілік Ел» и вхождению нашей страны в 30-ку самых развитых государств мира. Законом Республики Казахстан от 26.07.2016 г., который введен в действие с 11 октября 2016г. по вопросам платежей и платежных систем внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, в том числе, и в Налоговый кодекс. В частности, в Налоговый Кодекс РК были внесены следующие изменения и дополнения:- статья 14 дополнена пунктами 1-1 и 1-2 согласно которым лица, оказывающие юридическую помощь на средства и деньги зарубежных граждан либо организаций, изучающие общественное мнение на средства и деньги зарубежных организаций или физические лица, занимающиеся сбором, анализом и распространением информации на средства иностранных юридических и физических лиц теперь будут обязаны предоставлять сведения в налоговые органы о полученных средствах и об их расходовании. Кроме этого информация и материалы, публикуемые, распространяемые и (или) размещаемые вышеуказанными лицами, за счет средств полученных из иностранных источников должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ (указание) об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов. Эти изменения не касаются тех, кто занимается подобной деятельностью в коммерческих целях и получает внешнеторговую выручку от предпринимательской деятельности, с предоставлением налоговой отчетности;
- пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом 25-1), в соответствии с которым будет вестись база данных, о лицах обязанных предоставлять отчетность о получении и расходовании средств, полученных из иностранных источников в порядке, установленном уполномоченным органом. -в пункт 1 статьи 77пункты 4 и 4-1 статьи 77 дополнены подпунктом 8) и подпунктом 5) соответственно, дающими право уполномоченному органу устанавливать формы налоговых регистров для отражения информации по получению средств из иностранных источников, а также по их расходованию.
- в статью 557 внесены дополнения, которые исключают из понятия «налоговая тайна» сведения, подлежащие к размещению в базе данных на Интернет-ресурсе Комитета государственных доходов . kgd.gov.kz.
Таким образом, лица и (или) структурные подразделения юридического лица обязаны: в порядке, по форме и в сроки, установленные уполномоченным органом, уведомлять налоговые органы о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Налогоплательщики обязаны вести Налоговый регистр о полученных деньгах и (или) имуществе от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также о расходовании указанных денег и (или) иного имущества. Введение мониторинга иностранного финансирования не противоречит международному праву и мировой практике. Аналогичный опыт действует в странах ОЭСР, США, Великобритании, Китае и Израиле, таким образом, нововведения полностью соответствуют международным требованиям и обязательствам по раскрытию информации и политике прозрачности капитала. Более того, это одно из важных требований Страсбургской конвенции к которой присоединился Казахстан по обмену информацией между органами госдоходов. Примечание: Республика Казахстан присоединилась к Страсбургской конвенции в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2013 года № 1268 «О подписании Правительством Республики Казахстан Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам». Конвенция о взаимной административной помощи ратифицирована в соответствии с Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года за № 267-V.
Под действие новшества подпадут не более 0,1% налогоплательщиков РК- частные лица и организации, занимающиеся общественно-политической деятельностью на иностранные деньги. В частности, это деятельность по изучению общественного мнения и информационная сфера. Ещё раз хочу подчеркнуть, что новая процедура носит уведомительный, а не разрешительный характер. Закон не требует официальных разрешений или лицензий для привлечения иностранного финансирования–то есть, дополнительных административных барьеров не будет, как и дополнительной нагрузки на предпринимательскую деятельность.
На практике это выглядит так - в течение 10 дней после заключения сделки с иностранным спонсором, казахстанцам необходимо предоставить уведомление в органы госдоходов. Сведения о получении и расходовании иностранных денег направляются в налоговые органы один раз в квартал. В случае если деньги израсходованы в течение одного квартала, то за второй квартал сведения не предоставляются. Важно отметить, что размеры средств, подлежащих к получению из-за границы, не ограничиваются. Существенный момент - информация и материалы, публикуемые или распространяемые за счет иностранных средств должны содержать сведения о заказчиках. То есть, надо будет в отчете указывать: кто конкретно сделал заказ, или дал указание об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов. Все сведения о получении средств иностранных источников и их расходовании будут публиковаться в открытом доступе на сайте Комитета государственных доходов. В целом, важность поправок в налоговое законодательство состоит в обеспечении прозрачности всей информации об иностранном финансировании. За нарушение порядка представления сведений о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства или их расходовании, а также за нарушение порядка публикации, распространения и (или) размещения материалов лицами, получающими деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства статьями 460-1,460-2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Административный кодекс дополнен статьями 460-1 и 460-2 следующего содержания:
«Статья 460-1. Нарушение порядка представления сведений о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства или их расходовании
1. Не уведомление в сроки и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, органов государственных доходов о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также непредставление или несвоевременное представление сведений об их получении и расходовании -влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства- в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства- в размере трехсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Представление недостоверных или заведомо ложных сведений, указанных в части первой настоящей статьи, - влечет штраф на физических лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -влекут штраф на физических лиц в размере ста пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двухсот пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере четырехсот пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи месячных расчетных показателей с запрещением деятельности.
Статья 460-2. Нарушение порядка публикации, распространения и (или) размещения материалов лицами, получающими деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства1. Публикация, распространение или размещение материалов на основании заключенных договоров об оказании услуг, выполнении работ с иностранными государствами, международными и иностранными организациями, иностранцами и лицами без гражданства, не содержащих сведения о лицах, сделавших заказ, и из каких средств оплачены публикация, распространение и (или) размещение данной публикации,- влекут предупреждение.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей».
Департамент государственных доходов
по Карагандинской области