Дата публикации: 08.06.2016 17:28
Дата изменения: 08.06.2016 17:30

             Глава государства в своем Послании к народу Казахстана 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» определил пять основных направлений, которые помогут нашему государству пережить кризис.

            Одно из основных направлений - это основы новой инвестиционной политики, в соответствии с которым высокие темпы экономического роста могут быть обеспечены только за счет формирования новых драйверов, обеспечивающих приток экспортных доходов.

             Перед всеми государственными органами республики поставлены задачи максимально эффективно использовать выгодные географические положения страны, наличие природных минеральных ресурсов и политическую стабильность.

             В этой связи органами государственных доходов, созданными с целью повышения эффективности работы в части обеспечения поступления доходов в бюджет и улучшения инвестиционного климата, принимаются все необходимые меры для непосредственного снижения административной нагрузки на бизнес.

            Значительно сокращено и, главное, законодательно закреплено количество документов для экспортно-импортных операций, при экспорте товаров – 3 документа (транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация на экспорт), при импорте – 5 документов (транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация на импорт, документ подтвердающий соответствие товаров, транзитная декларация (в случае транзита товаров)).

            Кардинально пересмотрены подходы к применению системы управления рисками, внедрен механизм категорирования участников ВЭД. Они разделены на три категории: с низким, средним и высоким уровнем риска. При этом участники ВЭД низкой категории риска проходят таможенное оформление по «зеленому коридору», то есть без применения форм таможенного контроля.

           С 2015 года в целях сокращения контролирующих органов и облегчения прохождения таможенного контроля на казахстанском участке внешней границы, органы государственных доходов наделены правом осуществлять функции транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

           Совместно с Комитетом по инвестициям МИР РК подписан приказ о предоставлении списка инвесторов в приоритетных секторах экономики, которые могут для реализации инвестиционных проектов пользоваться «зеленым коридором» при таможенном контроле товаров.

           Совмествно с Национальной палатой предпринимателей реализован проект «Зеленый коридор для 300 крупных налогоплательщиков», в рамках которого для таких налогоплательщиков таможенный контроль осуществляется на посттаможенном этапе, а не на этапе очистки товаров.

           Применяется процедура предварительного информирования (охватывает от общего объема, автомобильного транспорта 94%, железнодорожного транспорта 70%).

           С учетом возможностей использования стратегического расположения Республики Казахстан между Европой и Азией в 2015 году на казахстанско-китайской границе начата реализация проекта «Доверие». Суть проекта заключается в повышении конкурентоспособности и привлекательности маршрутов в сообщении Казахстан – Китай, Китай – Центральная Азия, Китай – Европа, поддержка скоростного международного железнодорожного маршрута Китай – Европа и транзитного перемещения грузов.

           В целях дальнейшего совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры страны запланированы мероприятия по модернизации инфраструктуры приграничных пунктов пропуска. Решение по модернизации пунктов пропуска предусматривает комплексный подход в развитии их инфраструктуры и технического оснащения.

          Так, предполагается полное исключение контакта сотрудников таможни и участников ВЭД, а мониторинг прохождения таможенных процедур будет производится централизованно в онлайн-режиме в диспетчерском управлении Комитета государственных доходов.

           Активная работа органами государственных доходов ведется по внедрению принципа «одного окна» и системы электронного декларирования.

           Законодательно эти нормы уже также закреплены, идут работы по совершенствованию информационного обеспечения и автоматизации всех процессов таможенных операции.

           Между Комитетом государственных доходов и ЮНКТАД был подписан контракт технического содействия на внедрение интегрированного таможенного компонента автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования (АСТАНА-1) на платформе актуальной версии  ASYCUDA World. Данный проект охватывает полную автоматизацию процедур от момента предварительного информирования (до фактического перемещения товара) и до момента выпуска и посттаможенного контроля, то есть полной цепочки действий по ввозу/вывозу/транзиту товаров.

            Конечным этапом реализации проекта будет являтся интеграция с перечисленными выше базами данных. Первые результаты внедрения механизма «единого окна» возможны в 2017 году.

            В связи с вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) на определенные группы товаров в Казахстане применяются таможенные тарифы, которые значительно ниже, чем Единые таможенные тарифы  (далее - ЕТТ) ЕАЭС. По данной причине такие товары попали в Перечень изъятий, и Казахстан взял на себя обязательства не допускать вывоз товаров, находящихся в Перечне изъятий, на территорию других стран Союза. Ввоз товаров, включенных в Перечень изъятий, на территории РК осуществляется:

1. По ставкам ВТО, но без права вывоза за пределы Республики Казахстан.

2. По ставкам ЕТТ ЕАЭС с целью их дальнейшей реализации в государствах – членах Союза.

           Свое обязательство Казахстан намерен реализовать путем ведениия учета и контроля товаров, включенных в Перечень изъятий, называемый «сквозной контроль». На сегодняшний день сквозной контроль движения товаров осуществляется в ручном режиме путем анализа уникального номера декларации на товары. В целях автоматизации сквозного контроля движения товаров планируется разработка модуля «Виртуальный склад» на основе существующей системы «Электронные счет-фактуры».  

           «Виртуальный склад» позволит проводить дистанционный мониторинг движения товаров и денег от импортера до конечного потребителя, что исключит элементы ручного контроля и снизит административные барьеры.

            Органы государственных доходов с 1 января в 2016 года приступили к разработке объединенного Кодекса государственных доходов, с установлением единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей, унификацией таможенных и налоговых процедур и оптимизацией бизнес-процессов администрирования.

            Данные меры позволят сократить как временные, так и финансовые затраты участников ВЭД, что в свою очередь повлечет увеличение деловой активности  участников ВЭД, развитие транзитного потенциала, положительно скажется на инвестиционной привлекательности Республики Казахстан.

 

 

 

 

Заместитель руководителя

Департамента государственных доходов

по Карагандинской области                                                    Р.Таласпеков