
Во исполнение Послания Главы Государства «Модернизация 3.0» Министерство финансов планирует внедрить новую модель государственных финансов, посредством цифровизации и нового бюджетирования с элементами Государственно-Частного Партнерства.
Со стороны Правительства запланировано создание ряда предпосылок для развития и роста экономики. Как следствие, это расширение налоговой базы и увеличение поступлений в бюджет.
В частности, реализуется проект по направлению финансовой устойчивости, в котором определены следующие подпроекты:
- партнерство государства и бизнеса;
- оптимизация налоговых льгот;
- совершенствование таможенного администрирования;
- сокращение теневой экономики;
- модернизация информационных технологий.
В рамках этих задач предусматривается трансформация проверок, развитие института саморегулируемых организаций, исключение неэффективных льгот, реформирование специальных налоговых режимов, цифровизация налогового учета, глобальный обмен данными, внедрение новых подходов в администрировании доходов.
Можно сказать, что проект по информатизации, в частности развитие ИС «Электронные счета-фактуры», уже приносят результаты.
Сегодня все большее количество предпринимателей, убедившись в преимуществах использования информационной системы, оформляют счета-фактуры в электронном формате.
ІІ. Новые подходы в администрировании
Исторически на эффективность взыскания налоговых платежей негативно влияло позднее администрирование. Сроки представления налоговой отчетности до момента контроля замедляют выявление нарушений.
Принцип администрирования - в момент совершения операции позволит блокировать сомнительные сделки и транзакции. Для себя мы ставим задачу автоматического онлайн контроля правильности и легитимности выписки ЭСФ. Это позволит минимизировать существующие схемы уклонения от уплаты налогов с элементами лжепредпринимательства.
Отдельно хочу отметить, что ИС ЭСФ не могло быть реализовано без объединения информационных ресурсов таможенного и налогового администрирования.
Следующим шагом по интеграции налоговой и таможенной информационных систем (39 Шаг Плана Нации), является развитие системы учета и отслеживания товаров с модулем «Виртуальный склад» на базе ИС ЭСФ.
В данной системе предусматривается «привязка» к таможенной декларации, что позволит замкнуть всю цепочку поставок и реализации товаров внутри страны, создав тем самым систему вертикального сквозного мониторинга.
С другой стороны, для бизнеса, использующего ИС ЭСФ, это несет дополнительные упрощения. Так в новом Налоговом Кодексе предусматривается:
сокращение сроков возврата НДС в общеустановленном порядке до 30 рабочих дней;
оптимизация контроля, т.е. сокращение встречных проверок и процедур камерального контроля;
сокращение временных затрат налогоплательщиков на заполнение отдельных форм налоговой отчетности.
Информатизация принесет и сокращение количества налоговых проверок. Также сократится количество проверяющих. Кроме того, для полной реализации функционала G2B Министерство финансов осуществляет системную работу по наращиванию потенциала информационного обмена данными с другими государственными органами и организациями.
Наряду с этим, в области ведения государственных баз данных и налогообложения доходов физических лиц изучается опыт Южной Кореи. В частности, Закон «О передаче данных государственных органов для целей налогообложения», а также Закон «О защите персональных данных» с целью рассмотрения возможности применения в Республике Казахстан.
Вместе с тем, все мы знаем, что ускоренное развитие информационных технологий приводит к тому, что информационная система устаревает уже на момент ее разработки. По этой причине уже сегодня Министерство финансов прорабатывает вопрос использования технологии Блокчейн (Blockchain).
Данная технология фактически, является революционным усовершенствованием любой централизованной системы данных. Налоговое администрирование основано на использовании централизованных интегрированных хранилищ данных налогоплательщиков.
Применение НДС-счета в администрировании позволит мониторить транзакции между контрагентами, при этом возврат превышения НДС будет осуществляться всем вовлеченным налогоплательщикам.
С переходом на Блокчейн государственные и коммерческие структуры станут взаимодействовать быстрее, все услугополучатели смогут без лишних проблем получать государственные услуги.
ІІІ. Развитие клиентоориентированного подхода
В рамках дальнейшего развития клиентоориентированного подхода в Министерстве финансов реализуется ряд мероприятий, направленных на укрепление взаимного доверия и открытости для бизнес-сообщества.
В 42 крупных центрах приема и обработки отчетности установлены электронные системы управления очередями и контроля качества. В целях сокращения времени, затрачиваемого на обслуживание услугополучателей внедрены Единые лицевые счета. Концентрация всей информации по налогоплательщику в одном месте позволила проводить онлайн платежи Банков в режиме реального времени, предоставлять автоматический зачет «переплата-недоимка». Кроме того, объединение учета поступлений создает единый образ предпринимателя - клиента без разделения на налогоплательщика и участника ВЭД.
Ведется планомерная работа по передаче большинства государственных услуг налогового и таможенного администрирования. На текущий момент 32 из 45 государственных услуг оказываемых органами государственных доходов на альтернативной основе доступны через Государственную Корпорацию «Правительство для граждан» и через портал Электронного Правительства.
Отрабатывается внедрение экстерриториального принципа оказания государственных услуг, позволяющий услугополучателям обращаться в региональные органы государственных доходов и совершать операции вне зависимости от места регистрации.
В новом Налоговом кодексе мы совершаем беспрецедентный шаг, будут ограничены способы и меры принудительного взыскания налоговой задолженности. Так, налогоплательщики с низким уровнем риска не будут подвержены аресту банковского счета. Органы государственных доходов будут просто уведомлять их.