
- Общие положения
- Данные методические рекомендации по применению базы данных по идентичным и однородным товарам при контроле таможенной стоимости должностными лицами территориальных таможенных органов Республики Казахстан (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях единообразного подхода при применении базы данных по идентичным и однородным товарам (далее – База данных) при осуществлении контроля таможенной стоимости в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.
- Методические рекомендации используются при применении следующих методов определения таможенной стоимости: метод по стоимости сделки с идентичными товарами, метод по стоимости сделки с однородными товарами и резервный метод, предусмотренных статьями 68,69,72 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс).
- Методические рекомендации не могут расширять или сужать действия норм, касающиеся вопросов контроля таможенной стоимости, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан.
- Методические рекомендации предназначены для использования в работе должностными лицами таможенных постов, осуществляющих таможенную очистку товаров и подразделений по контролю таможенной стоимости территориальных таможенных органов Республики Казахстан (далее – должностные лица).
- Применение базы данных при использовании метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами
- В случае когда должностным лицом принято решение о невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость должна определяться по стоимости сделки с идентичными товарами.
- Для применения стоимости сделки с идентичными товарами необходимо совпадение оцениваемых товаров с информацией о товаре из базы данных по следующим параметрам: (см. пример №1).
а) одинаковые во всех отношениях (в том числе код ТН ВЭД, физические характеристики, качество и репутация);
б) та же страна происхождения;
в) тот же производитель;
г) одинаковый период (не ранее 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров);
д) одинаковый коммерческий уровень;
е) в том же количестве (допускается незначительное отклонение).
Пример №1: оцениваемый товар шины пневматические новые для легковых автомобилей марки «Pirelli», диаметр 20", страна происхождения – Италия, код товара - 4011100000, количество 35 шт. Согласно представленных документов – производитель товара является – Pirelli & C.S.P.A., Италия. Дата ввоза 22 августа 2011 года.
Для данного товара идентичным товаром из базы данных будет следующий товар:
Как показано на примере, сравниваемые товары одинаковы во всех отношениях, то есть классифицируются под одним кодом ТН ВЭД, имеют те же физические характеристики, соответственно одинаковое качество и репутацию на рынке. Кроме того, сравниваемые товары произведены одним и тем же производителем и в одной и той же стране. Товар из базы данных ввезен не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемого товара. Товар ввезен на том же коммерческом уровне и в том же количестве.
Все вышеперечисленные условия удовлетворяют условиям, предусматривающим возможность применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами.
- Незначительное расхождение параметров во внешнем виде (цвет, форма, вид упаковки и т.д.) не являются основанием для непризнания товаров идентичными.
Если отсутствуют идентичные товары того же производителя, то принимаются во внимание идентичные товары, произведенные иным производителем (см. пример №2)
Пример №2: оцениваемый товар ботинки женские демисезонные из искусственной кожи, длина стельки 24 см, модель «Dongbang», производитель -Гуанчжоуская обувная компания ОСОО "ЛИНЬПАО", КНР, страна происхождения – Китай, код товара - 6402919000, количество 4000 пар. Дата ввоза 18 августа 2011 года.
Для данного товара идентичным товаром из базы данных будет следующий товар:
Как показано на примере, сравниваемые товары одинаковы во всех отношениях: классифицируются под одним кодом ТН ВЭД, имеют те же физические характеристики, качество и репутацию на рынке. Товар из базы данных ввезен не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемого товара. Товар ввезен на том же коммерческом уровне и по сути в том же количестве. Сравниваемые товары произведены в одной и той же стране, однако производители в данном случае разные. На примере показаны 3 (три) идентичные сделки, которые можно принять для определения таможенной стоимости. В данном случае, применяется самая низкая стоимость (отмечено на рисунке).
Если отсутствуют идентичные товары того же коммерческого уровня и то же количества, то принимаются во внимание идентичные товары того же коммерческого уровня, но иного количества.
В случае, если такое сочетание условий отсутствует, то принимаются во внимание идентичные товары того же количества, но на ином коммерческом уровне.
При определении коммерческого уровня рекомендуем ориентироваться на вес импортируемого товара, при этом придерживаться «коридора» в +/-50%.
Например: оцениваемый товар весит 356 кг. В базе данных имеются значения от 5 кг до 45 000 кг. В данном случае в качестве одного коммерческого уровня можно считать диапазон от 178 кг до 534 кг. Данный диапазон рассчитывается следующим путем:
Нижний порог: 356 - 50% = 178 кг.
Верхний порог: 356 + 50% = 534 кг.
В случае, если в указанном диапазоне окажется несколько сделок с идентичными товарами (в данном случае необходимо соблюсти все условия касательно идентичности, указанные в подпунктах: а), б), г) и/или в) пункта 7 Методических рекомендаций), то все эти сделки будут считаться совершенными на одном коммерческом уровне и по сути ввезены в одинаковых количествах. В таких случаях, для целей определения таможенной стоимости принимается самая низкая из них.
Если на одном коммерческом уровне не определены сделки с таким же количеством товаров, то возможно применение сделки с наиболее близким значением количества. В данном случае допускается определение количества товара по его весу.
В иных случаях, принимаются во внимание идентичные товары на ином коммерческом уровне и в иных количествах.
При этом информация может применяться только в том случае, если имеется возможность провести соответствующие корректировки стоимости, учитывающие эти различия. Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки.
Корректировка в связи с различием в коммерческом уровне продажи может осуществляться при наличии действующего прейскуранта, содержащего цены, относящиеся к разным уровням продаж.
Если оцениваемые ввозимые товары состоят из поставок 10 единиц, а идентичные товары, таможенная стоимость которых принята таможенным органом по стоимости сделки, были поставлены в количестве 500 единиц, тогда необходимая корректировка может быть осуществлена путем использования прейскуранта (прайс-листа) продавца, из которого необходимо выбрать цену, применяемую к продаже 10 единиц. В данном случае корректировка означает выбор нужной цены из действующего прейскуранта (прайс-листа) продавца.
Корректировка не требуется, если указанные выше различия не повлияли на уровень цены товара.
Например:
Прейскурант цен
Количество (диапазон) Цена за единицу
1 – 10 единиц 10 у.е.
11 – 20 единиц 9,5 у.е.
21 – 30 единиц 9 у.е.
более 30 единиц 8,5 у.е.
Ввозимых товаров – 11 единиц, идентичных товаров – 18 единиц.
Разница в 7 единиц. Однако в этом случае по количеству товаров обе сделки находятся в одном ценовом диапазоне (при покупке от 11 до 20 единиц товар продается по 9,5 у.е.), то есть по существу (с точки зрения цены) товары проданы в одинаковом количестве.
При отсутствии сведений, учитывающие соответствующие различия метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.
- Если выявлено более одной стоимости сделки с идентичными товарами, то для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
- Данный метод не применяется в случае, если не выполняются хотя бы одно из условий, указанных в пунктах а), б) и г) пункта 7 главы II Методических рекомендаций.
- Применение базы данных при использовании метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами
- В случае когда должностным лицом принято решение о невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и по стоимости сделки с идентичными товарами, то таможенная стоимость должна определяться по стоимости сделки с однородными товарами.
- Для применения стоимости сделки с однородными товарами необходимо выполнение следующих условий:
а) имеют схожие характеристики (в том числе качество, репутация и наличие товарного знака);
б) состоят из схожих компонентов;
в) произведены из таких же материалов;
г) выполняют те же функции, что и оцениваемые товары;
д) коммерчески взаимозаменимы с оцениваемыми товарами;
е) та же страна происхождения;
ж) тот же производитель;
з) одинаковый период (не ранее 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров);
и) одинаковый коммерческий уровень;
к) одинаковое количество.
- Если отсутствуют однородные товары того же производителя, то принимаются во внимание однородные товары, произведенные иным производителем.
Если отсутствуют однородные товары того же коммерческого уровня и то же количества, то принимаются во внимание однородные товары того же коммерческого уровня, но иного количества.
В случае, если такое сочетание условий отсутствует, то принимаются во внимание однородные товары того же количества, но на ином коммерческом уровне.
При определении коммерческого уровня рекомендуем ориентироваться на вес импортируемого товара, при этом придерживаться «коридора» в +/-50%.
Например: оцениваемый товар весит 356 кг. В базе данных имеются значения от 5 кг до 45 000 кг. В данном случае в качестве одного коммерческого уровня можно считать диапазон от 178 кг до 534 кг. Данный диапазон рассчитывается следующим путем:
Нижний порог: 356 - 50% = 178 кг.
Верхний порог: 356 + 50% = 534 кг.
В случае, если в указанном диапазоне окажется несколько сделок с однородными товарами (в данном случае необходимо соблюсти все условия касательно однородности, указанные в подпунктах: а) - е), з) и/или ж) пункта 11 Методических рекомендаций), то все эти сделки будут считаться совершенными на одном коммерческом уровне и по сути ввезены в одинаковых количествах. В таких случаях, для целей определения таможенной стоимости принимается самая низкая из них.
В иных случаях, принимаются во внимание однородные товары на ином коммерческом уровне и в иных количествах.
При этом информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей эти различия.
Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки.
Методы корректировки различий по стоимости те же, что приведены в пункте 8 главы II Методических рекомендаций.
При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.
- Если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами, то для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
- Данный метод не применяется в случае, если не выполняются хотя бы одно из условий, указанных в пунктах а) - е) и з) пункта 12 главы III Методических рекомендаций.
- Применение базы данных при использовании резервного метода определения таможенной стоимости
- Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 68,69,70,71 Кодекса, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется по резервному методу.
- При использовании данного метода применяются те же принципы что и при методах по стоимости с идентичными и однородными товарами, при этом необходимо соблюдать последовательность применения между идентичными и однородными товарами.
Вместе с тем, допускается гибкость при их применении, в частности:
а) если в базе данных отсутствует информация по стране происхождения оцениваемых товаров, в этом случае допускается использование иной страны. При этом, приоритетность необходимо соблюдать в следующем порядке:
- членство в одном экономическом сообществе (например, Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция; Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея; МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай; Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве; Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал; Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия; Содружество Независимых Государств (СНГ) - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина).
В случае, если выявлены более одной страны происхождения, входящих в одно экономическое сообщество, то необходимо использовать информацию по стране наиболее близкой по уровню экономического развития (например, оцениваемый товар из Германии, при этом имеется информация из таких стран как: Греция, Финляндия, Люксембург и Франция. В данном случае, наиболее близкой по уровню развития является – Франция).
- в случае, если отсутствует информация по стране происхождения и по стране или странам, состоящих в одном экономическом сообществе, то необходимо использовать информацию по стране с учетом ее географического расположения (например, оцениваемый товар из Ирана, при этом имеется информация из таких стран как: Турция, Китай и Швейцария. В данном случае, наиболее близкой по географическому расположению является - Турция).
б) если использование базы данных невозможно в связи с отсутствием информации указанной в подпункте а) пункта 17 главы IV, то допускается применение информации по стоимости идентичных (однородных) товаров ввезенных ранее чем за 90 (девяносто) календарных дней до даты их ввоза.
Учитывая необходимость соблюдения разумного отклонения по времени, рекомендуется использовать информацию наиболее близкую по дате ввоза, но не ранее чем за 1 календарный год до ввоза оцениваемых товаров.