
Среди сотрудников Департамента государственных доходов по Карагандинской области и Управления государственных доходов по Октябрьскому району были проведены лекции с участием Председателя филиала ОО «Организация ветеранов органов финансовой полиции по Карагандинской области» на тему: «Казахская государственность и роль Первого Президента в новейшей истории страны»
В связи с празднованием государственного праздника – 1 декабря «День первого Президента Республики Казахстан» в ДГД по Карагандинской области были проведены лекции с участием Андрея Пахно - Председателя филиала ОО «Организация ветеранов органов финансовой полиции по Карагандинской области» на тему: «Казахская государственность и роль Первого Президента в новейшей истории страны»
Великая Степь, издревле населяемая намадами-кочевниками, располагавшаяся от гор величественного Алтая до равнин великой европейской реки Дунай, имеет богатейшую историю исчисляемую тысячелетиями. Огромнейшие просторы Евроазиатского континента, были населены кочевниками, объединенными по родоплеменному признаку единством языка, образу жизни и ведению хозяйства, традициям и культуре. Территорию Великой степи от Алтая до седого Каспия, от Уральских гор на севере до гор Алатау на юге, занимали тюркоязычные номады – саки.
В 15 веке на этой территории сформировалась новая общность людей – казахи, которыми было создано свое государственно-политическое устройство.
Казахстан – земля древней цивилизации, с удивительной и неповторимой историей, где в переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли могущественные империи и государства.
Ретроспективный взгляд на зарождение и развитие государства наших предков наглядно подтверждает тот факт, что они вели исторически трудную и жестокую борьбу во имя потомков для сохранения своей государственности.
Новая история Казахстана характеризуется вхождением в состав России, а с образованием СССР – вхождением в Советский Союз в качестве суверенного субъекта федерации – Казахской советской социалистической республики. В этот же период определены границы территории республики, которые в основном сохранились после распада СССР.
Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам. Будущие потомки нам не простят, если мы утратим Государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами.
Развал советской империи, и становление на евразийском пространстве нового миропорядка, требовал новых приоритетов и подходов. Период постсовестского обустройства во всех бывших советских республиках характеризовался тяжелейшим экономическим спадом, ухудшением уровня жизни населения. Первопричинами тому - распад Союза, разрыв экономических связей, снижение производства, инфляция и многое другое. Мы хорошо помним то время и не хотим повторения такого сценария.
Новейшая история Казахстана исчисляется с момента объявления суверенитета и приобретения независимости в 1990-1991 годах.
Для страны и народа, в условиях тяжелейшего экономического спада, нужен был лидер, который мог взять на себя ответственность государственного масштаба и первостепенной важности. Прежде всего - накормить народ, восстановить производство, сохранить государственность, толерантность в обществе, не допустить социальной напряженности, не забыть и не потерять достигнутые ранее положительные и прогрессивные наработки, сохранить национальные традиции и обычаи, веру в светлое будущее.
К счастью такая личность в нашей стране нашлась - молодой по возрасту, но стойкий по характеру, прогрессивный, креативный, мыслящий, наделенный мудростью и дальновидностью. Это - Назарбаев Нурсултан Абишевич, занимавший в то время пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана.
Таким образом, новейшая история Казахстана тесно связана с первым президентом страны, лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
Нурсултан Абишевич родился 6 июля 1940 года на жайляу Ушконыр в Заилийском Алатау (село Чемолган, Каскеленского района, Алма-Атинской области) в крестьянской семье Абиша и Альжан Назарбаевых. Имя будущему президенту страны дала его бабушка Мырзабала.
Детство Султана, как его звали в семье, пришлось на суровые и тяжелые военные и послевоенные годы. Победа в той войне была достигнута ценой неимоверных усилий огромного государства, ценой миллионов человеческих жизней. Страна только поднималась из руин, отстраивалась. Время было тяжелое, полуголодное. Но в детской памяти молодого Нурсултана сохранились не только тяготы и испытания той поры, но и теплые любящие руки матери, и заботливое внимание отца. Дружная семья, задушевные песни родителей, красота блистательных вершин Алатау и увлекательные мальчишеские игры, сформировали его характер.
Назарбаев Н.А. знает свою родословную до двенадцатого колена (Абиш, Назарбай, Едил, Кембаба, Мырзатай, Айдар, Кошек, Карасай, Алтынай, Ескожа, Малды-Ыстык, Шапырашты, Жалманбет, Байдибек. Прямым предком Нурсултана в восьмом колене является Карасай батыр, прославившийся подвигами в войне с джунгарами в 1640-1680 годы.
Учился он прилежно и с интересом, оставаясь одним из лучших учеников не только в своем классе, но и в школе. Молодой Нурсултан, будучи любознательным, с головой уходил в чтение книг.
Он чувствовал себя наследником культуры и обычаев предков, человеком новой формации, новой динамичной эпохи научно-технического прогресса, открывавшей перед каждым невиданные возможности. Традиционное народное и новое индустриальное мировоззрения органично уживались в его душе.
Постоянный труд и регулярные занятия спортом сделали его закаленным. По своему интеллектуальному и физическому развитию он выглядел выше своих сверстников, являлся общественным организатором. Но главное, что его отличало – это самостоятельность в суждениях и поступках, постоянное стремление к лидерству. Он умел построить отношения со сверстниками, располагая их к себе, и быстро становился душой компании. Тогда же проявилась и еще одна из присущих ему черт – прагматизм.
После окончания школы, узнав о комсомольском наборе на большую стройку металлургического комбината в Темиртау, Нурсултан принял решение стать металлургом. Он интуитивно чувствовал, что там, на крупной стройке, начинается новая большая жизнь, открываются широкие личные перспективы.
По прибытии в Темиртау его, как будущего металлурга, направили в Украину, на обучение в профессионально-техническом училище при Днепровском металлургическом заводе в городе Днепродзержинске.
Там же в 1959 году Нурсултан Назарбаев выиграл соревнования Всесоюзного центрального совета профсоюзов (ВЦСПС) и стал мастером спорта по борьбе.
С возвращением в Темиртау начался «огненный» этап в трудовой биографии Нурсултана Назарбаева. 3 июля 1960 года запустили доменную печь – первую и единственную тогда во всей Средней Азии и Казахстане. Эта дата стала днем рождения Казахстанской Магнитки – Карагандинского металлургического завода. Так началась его трудовая деятельность.
На «Кармете» он освоил еще несколько смежных профессий: работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи, диспетчером, газовщиком доменного цеха. Без отрыва от производства получил высшее образование во вновь организованном при Карагандинском металлургическом комбинате «Заводе ВТУЗ», став дипломированным специалистом - инженером-металлургом.
Как передового рабочего-казаха и комсомольца, Назарбаева часто направляли на съезды ВЛКСМ и молодежные форумы. Он стал известной личностью на заводе и после вступления в партию, избран парторгом. В те годы в его жизни произошло еще одно важное событие - встреча с будущей женой Сарой и их свадьба.
Его стремление всегда быть лидером, способность увлечь людей и вести их за собой были замечены и оценены. С 1969 года он переходит на предложенную ему партийную и комсомольскую работу в ставшем для него родным Темиртау.
Переломным моментом стало его назначение в 1972 году на должность секретаря парткома Карагандинского металлургического комбината. Фактически он стал вторым лицом после директора комбината на гигантском по масштабам Казахстана предприятии, на котором работали 30 тысяч человек. Это была огромная ответственность, тяжесть которой он вскоре прочувствовал в полной мере. Приходилось заниматься не только партийными делами, но и производством, планами выпуска продукции, вопросами ремонта и строительства, снабжением предприятия, бытовыми, жилищными, культурными и семейными делами множества людей.
Авторитет руководителя Н. Назарбаева вырос, он был знаком со всеми проблемами «изнутри». В то же время в нем чувствовалось стратегическое чутье, интерес к перспективе и всему новому. Потребность в таких опытных и энергичных кадрах в стране была огромная. Именно поэтому уже в 1977 году он становится секретарем, затем вторым секретарем Карагандинского обкома партии. В 1979 году Нурсултан Назарбаев становится секретарем Центрального Комитета Компартии Казахстана, а в 1984-м году - Председателем Совета Министров Казахской ССР – самым молодым, 44-летним премьером союзной республики в СССР.
Но, несмотря на сравнительную молодость, он был вполне зрелым государственным и политическим деятелем. С высоты своего нового положения он в полной мере смог осознать масштаб и трагизм перекосов, допущенных в развитии страны. Он видел, что вместе с ним проясняется сознание и других людей, пробуждается вся страна.
Декабрь 1986-го года превратился в первую казахстанскую «весну», которая была грубо «заморожена» союзным центром. Зрели перемены. События развивались все быстрее и быстрее.
22 июня 1989 года ЦК Компартии Казахской ССР избирает Нурсултана Назарбаева на должность первого секретаря: из 158 участников пленума «за» проголосовали 154.
24 апреля 1990 года Верховный Совет Казахской ССР учреждает должность Президента Казахской ССР.
1 декабря 1991 года Нурсултан Абишевич Назарбаев на всенародных выборах избран первым президентом Казахстана. В то время выборы были безальтернативными, единственный кандидат — Нурсултан Назарбаев — получил пакет доверия в 98,7 % голосов при явке избирателей 88,2 %.
Страну возглавил общенациональный лидер с современным кругозором, пониманием новых приоритетов и конкретных дел, необходимостью консолидации народа Казахстана на развитие общества, способный аккумулировать в нем мощную силу воли и патриотический дух.
Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
После избрания президентом Назарбаевым подписаны законы, связанные с государственным обустройством.
10 декабря 1991 года подписан закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан со своими Государственными символами – Гимн, Герб, и Флаг, которые были утверждены позже.
16-17 декабря объявлены Днем Независимости Республики Казахстан. Наша Республика стала полноправным членом мирового сообщества и членом Организации объединенных наций.
Назарбаев Н.А., как Президент независимого государства, с самого начала своей политической деятельности был приверженцем идеи создания суверенного государства, формирования и укрепления национальной государственности, экономического развития страны, повышения уровня жизни и благосостояния граждан, достойного вхождения Республики Казахстан в мировое сообщество и обеспечение его международного равноправия.
Впервые в истории Казахстана проведено юридическое закрепление его границ на основе двусторонних договоров с сопредельными государствами. Протяженность казахстанской границы составляет 14 тыс. км., в том числе с Российской Федерацией 7 тыс. км.
По площади территории в 2 млн. 724,3 тыс. км. Казахстан входит в десятку (9 место) крупнейших стран мира и занимает 6,1% территории Азии (это территория почти всей Европы или территория 5 Франций). Население страны составляет более 17 млн. человек, по этносоставу - 140 наций и народностей, 17 конфессий.
Деятельность Главы государства направлена на укрепление политического суверенитета страны, построение рыночных отношений в экономике, обеспечение социальной справедливости и политической либерализации в обществе, создание более глубоких и прочных контактов с международными политическими партнерами – все это есть конкретный пример истинного лидерства нашего Президента.
Все идеи развития государства четко отражены в ежегодных Посланиях Главы государства народу, где последовательно раскрываются стратегические приоритеты внутренней и внешней политики, преобразования политической системы, формирования социально-экономической и политической стабильности, роста национального самосознания гражданского общества, повышение международного авторитета страны.
В 90-е годы страна стояла перед стратегическим выбором, по какому пути идти дальше. Поэтому руководством страны согласно закрепленной в Конституции социально-рыночной экономикой, выбрана своя модель развития, опирающаяся на наши специфические условия, историю, новую гражданственность и устремления, учитывая конкретность этапов развития.
Основополагающим стратегическим документом развития страны стала программа «Казахстан-2030», разработанная при непосредственном участии Главы государства, и обнародованная в 1997 году. В программе отражено видение президента по стратегии развития нашего общества и строительства государства на долгосрочную перспективу. Таким образом модернизация страны началась с принятия Стратегии-2030 и создания новой столицы Астаны. Следует более подробно остановиться на этом документе и проанализировать какие были планы и реализованы ли его положения.
Этот документ огромного исторического и политического значения, содержащий подробный анализ положения республики на тот момент, и определивший «приоритетные долгосрочные цели», как: 1) национальная безопасность; 2) внутриполитическая стабильность и консолидация общества; 3) экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; 4) здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; 5) энергетические ресурсы; 6) инфраструктура, в особенности транспорт и связь; 7) профессиональное государство, ограниченное до основных функций.
Безусловный приоритет в работе по обеспечению безопасности принадлежит нашей внешнеполитической деятельности и формированию взаимовыгодных отношений с соседями и ведущими странами мира. В программе также уделено первостепенное внимание строительству и модернизации наших Вооруженных Сил, повышению уровня их профессиональной подготовки и боеготовности, оснащению современными средствами вооружения.
Важнейшей задачей являлось - сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволило Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию.
Другой элемент стратегии – освоение богатых природных ресурсов, которые могут стать надежной основой для защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны. Немаловажным является развитие у всех граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к своей стране - это реальная платформа для единства и консолидации в обществе.
В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности выдвинута сильная демографическая и миграционная политика.
Программой были предусмотрены - приватизация предприятий производства и агропромышленного комплекса, реорганизация правительства и местных органов власти, проведение реформы судебной власти и правоохранительных органов, установиление абсолютного верховенства закона и защита законопослушных граждан от преступности, уменьшение разницы между имущими и неимущими, решение социальных проблем. Особое внимание уделялось проблемам села, развитию всех форм общения и коммуникационных связей между людьми, укреплению взаимоуважения, терпимости и доверительных отношений между различными конфессиями, которых, как уже упоминалось выше, в нашей стране 17. Дальнейшее развитие общества показало - все намеченное нашло жизненное подтверждение и претворение.
Каждый из нас един в понимании долга строительства богатого Казахстана, который обеспечит как политическую стабильность, так и социально-экономическое благосостояние и консолидацию общества.
Сейчас повсеместно ощущается экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. При этом Государство стало гарантом свободной экономики, установив рыночные правила и обеспечив их соблюдение.
Стратегия предлагает сосредоточить внимание на отстающих отраслях, как, 1) сельское хозяйство; 2) лесная и лесоперерабатывающая промышленность; 3) легкая и пищевая промышленность; 4) туризм; 5) жилищное строительство; 6) создание инфраструктуры. Следует отметить, что и здесь наблюдается положительная тенденция.
Сводя к приемлемому уровню инфляцию, стратегические акценты переносятся на экономический рост. В этом отношений Центр стратегических акцентов переносится на реальный сектор экономики, его оздоровление, рост и сильную социальную политику, в условиях жестких фискальных и монетарных ограничений.
В центре первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиции и возможность репатриации прибыли, а также интеграция Казахстана в международное сообщество.
Чтобы, не стать страной с моносырьевой ориентацией, мы еще более опережающими темпами должны развить легкую и пищевую промышленность, инфраструктуру, нефте- и газопереработку, химию и нефтехимию, отдельные подотрасли машиностроения, конечных наукоемких производств, сферы услуг, туризм.
Без набирающей обороты экономики мы не сможем финансировать образование и здравоохранение. Свидетельство роста экономики - ежегодное открытие новых медицинских и образовательных учреждений - клиник, больниц, школ и детских дошкольных учреждений с новейшим оборудованием, высоквалифицированными специалистами.
Приняты меры консолидировать все силы на защиту общества от коррупции и преступности. Этот приоритет является одним из самых важных всегда - сегодня, завтра и в последующие годы.
Казахстан вышел из того периода с минимальными потерями и наибольшими приобретениями. Страна сумела сохранить гражданский мир, отстоять независимость и целостность территории. В новом тысячелетии Казахстан стал сильным государством, признанным во всём мире.
Новейшая история показала - первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев – выдающийся государственный и политический деятель современности, создавший уникальную модель государства со стремительным социально-экономическим, политическим развитием, Лидер нации, отдающий все свои силы, талант и волю для построения конкурентоспособного государства. Вполне естественно, что его стратегическое мышление и дальновидная политика восхищают мировых лидеров, вызывают искреннее уважение людей.
Достижения первого Президента вызывают огромное искреннее уважение и доверие со стороны народа. В этой связи Сенатом принят законопроект, в котором признаны выдающиеся заслуги первого Президента перед республикой.
Отмечая заслуги первого президента перед народом и страной, необходимо отметить чего же добился Казахстан за годы независимости.
Прежде всего, Казахстан сумел сохранить независимость, стал в новом тысячелетии сильным государством, признанным во всём мире.
Все мы ощущаем, как заметно вырос уровень жизни населения, как преобразились наши города, повысился интеллектуальный и образовательный уровень, доступными стали обучение за границей и поездки за рубеж, многократно вырос имидж Казахстана, прославляют страну спортсмены, люди искусства. Вводятся в действие новые производства, индустриализация страны достигла невиданного до этого размаха, стабильно с введением новых технологий развивается аграрный сектор, видны успехи в малом и среднем бизнесе, увеличилась самозанятая часть населения.
Казахстан является площадкой для различных международных саммитов, форумов, встреч и др. различных мероприятий. Первое такое значимое мероприятие произошло 21 декабря 1991 года, когда в г. Алма-Ате на встрече лидеров 11 государств, на руинах СССР – бывшем постсоветском пространстве, образовано Содружество независимых государств (СНГ).
2 марта 1992 года Республика Казахстан признана международным сообществом и вступила в членство ООН. В этом же году Казахстан присоединился к заключительному акту ОБСЕ по безопасности и сотрудничеству в Европе.
По инициативе Главы государства 29 августа 1991 года закрыт Семипалатинский ядерный полигон, Казахстан отказался от ядерного оружия. Предвестником закрытия полигона является экологическое движение «Невада – Семипалатинск», созданное весной 1989 года.
Впервые в истории Казахстана 2 октября 1991 года в космос полетел первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров. К настоящему времени еще двое казахстанцев побывали в космосе – Талгат Мусабаев и Айдын Алимбетов. Создан комитет в Министерстве ИР, занимающийся вопросами исследования космоса.
В 1992 году приняты Государственные символы РК – Гимн, Герб и Флаг, проведен Всемирный Курултай казахов.
К наиболее важным, инициированным Главой государства решениям либо проведенным при непосредственном его участии мероприятиям, следует отнести: введение национальной валюты – тенге (15 ноября 1993 год); создание Ассамблеи народа Казахстана (1 марта 1995 года); принятие первой и второй ныне действующей Конституции (30 августа 1995 года); создание Евразийского экономического Союза, Шанхайской организации сотрудничества, ОДКБ, вступление и председательствование в ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества, организации тюркоязычных стран и др.
Особо следует отметить перенесение столицы Казахстана в Астану, детище президента. Самой молодой столицей мира сейчас гордятся не только астанчане и казахстанцы, но далеко за пределами страны. Город неимоверно преобразился, коллорит городу придают построенные с изяществом архитектурные ансамбли - административные, культурно-просветительные и жилые здания, славится он своими парками, скверами, набережными, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, спортивными сооружениями. Это город будущего, город с высокой культурой и бытом, где помимо административно-управленческого аппарата сосредоточена интеллектуальная и творческая интеллигенция.
Астана является площадкой для многих международных форумов, саммитов, встреч и фестивалей.
С каждым годом наше государство становится сильнее, богаче, счастливее. Главная и неоценимая заслуга в этом нашего Президента, постоянно проявляющего заботу о судьбе своего народа.
В декабре 2012 года в послании народу страны президентом представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. К этому времени страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 51 конкурентоспособных экономик мира. Главная цель Стратегии - создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.
В своих посланиях Глава государства указывает, что приоритетом в деятельности государственных органов должны быть человеческие ресурсы. Каждый казахстанец должен быть высоко-образованным гражданином, с высоким уровнем научно-творческого потенциала, при этом быть обеспеченым, обладающим всеми благами цивилизации и защищенным в правовом положении.
Страна с честью прошла свой 25-летний этап развития. Настала новая эпоха укрепления независимости и развития достижений Казахстана.
С начала 2017 года Казахстан стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН. В этом году в Астане прошла международная выставка «ЭКСПО-2017», являющаяся значимым мероприятием мирового масштаба. В Алматы завершились спортивные состязания в рамках Универсиады-2017, в которой принимали участие более 2 000 спортсменов и членов делегаций из 57 государств. Все это свидетельствует о правильности избранного политического пути и высокого авторитета Казахстана на международной арене.
Благодаря экономической политике «Нұрлы Жол» и Плану нации «100 конкретных шагов» стало возможным создание свыше 200 тысяч новых рабочих мест.
В нынешних сложных условиях в 2016 году обеспечен рост внутренней валовой продукции на 1%.
В мире началась очередная, уже Четвертая промышленная революция. Две успешные модернизации, проведенные в нашей стране, дали нам бесценный опыт.
Поэтому в своем послении народу Казахстана от 31 января 2017 года президент поставил задачу обеспечить реализацию Третьей модернизации Казахстана, создав новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.
Правительству поручено разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан», а также создать на базе одного из объектов ЭКСПО-2017 международный технопарк IT-стартапов. Он должен стать платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира. Следует также адаптировать законодательство под новые реалии.
Для реализации программы «Стратегии 2050» Правительством разработан стратегический план развития страны до 2020 года. Цель - формирование единого экономического рынка на основе выстраивания эффективной инфраструктуры для осуществления мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов.
Главным достижением реализации Стратегического плана – 2020 должно стать значительное повышение благосостояния граждан страны в результате последовательной диверсификации и качественного улучшения структуры экономического роста Казахстана. Суверенный Казахстан обладает богатейшими запасами полезных ископаемых, имеются все элементы периодической таблицы Менделеева. Необходимо только грамотно и бережно отнестись к их добыче и использованию.
К 2020 году Казахстан уже будет в числе пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира с благоприятным деловым климатом, позволяющим привлекать значительные иностранные инвестиции в несырьевые секторы экономики страны.
В результате реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития к 2019 году планируется обеспечить рост ВВП на 15,7% в сравнении с 2014 годом, а к 2020 году казахстанская экономика в реальном выражении возрастет более чем на треть по отношению к уровню 2009 года. Казахстан должен достичь - прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43 % в реальном выражении.
Параллельно с созданием новых индустрий следует придать импульс развитию традиционных базовых отраслей - промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие.
Казахстану нужно сохранить лидерство по привлечению иностранных инвестиций. Важную роль в привлечении финансовых ресурсов в экономику страны должен играть Международный финансовый центр «Астана».
Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается прежде всего работы внутри ЕАЭС, ШОС, сопряжения с Экономическим поясом Шелкового пути.
Горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны должны сохранять свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста.
Большое внимание должно быть уделено расширению минерально-сырьевой базы. Дальнейшее развитие отраслей экономики должно быть жестко увязано с углублением комплексной переработки сырья.
Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики. Агропромышленный комплекс Казахстана в перспективе по многим позициям может стать одним из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Необходимо обеспечить переход от сырьевого производства к выпуску качественной, переработанной продукции.
Президентом страны Нурсултан Абишевичем Правительству и акимам поручено в течение 5 лет обеспечить все условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в кооперативы, создав эффективную систему переработки продукции, хранения, транспортировки и сбыта товаров.
К 2021 году планируется обеспечить увеличение экспорта продовольственных товаров на 40% путем диверсификации производства.
К 2020 году - обеспечить увеличение годового объема транзитных перевозок: в 7 раз для грузов, перевозимых контейнерами – до 2 миллионов контейнеров; в 4 раза для пассажирских перевозок воздушным транспортом – до 1,6 миллиона транзитных пассажиров. Доходы от транзитных перевозок повысятся в 5,5 раза – до 4 миллиардов долларов в год.
В текущем году началась реализация жилищной программы «Нұрлы Жер», направленной на решение важнейшей задачи – обеспечить жильем 1,5 миллиона семей в предстоящие 15 лет.
Будет производиться субсидирование ипотечных кредитов для населения, выдаваемых банками, через АО «Казахстанская Ипотечная Компания». Продолжится строительство кредитного жилья акиматами для вкладчиков Жилстройсбербанка. Для социально уязвимых слоев населения акиматы продолжат развивать арендное жилье без права выкупа. Для массового жилищного строительства акимы должны выделить соответствующие земельные участки.
Одной из стратегических целей является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%.
Новый импульс экономическому росту должно дать снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР.
Необходимо до 2020 года передать в частный сектор либо ликвидировать все предприятия и организации госсобственности, не отвечающие предъявляемым требованиям. За государством оставить естественные монополии и реализацию стратегически важных проектов, в том числе с участием ТНК.
Теперь граждане Казахстана на селе или в городе для своего бизнеса могут получить микрокредит до 16 миллионов тенге.
Большой потенциал для развития предпринимательства дает расширение государственно-частного партнерства (передача ряда госуслуг бизнесу). Если за предыдущие 3 года государство построило 189 детских садов на 40 тысяч мест, то частный сектор открыл их более 1 300 на 100 тысяч мест.
Налоговая политика нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе. Планируется провести оптимизацию действующих налоговых льгот, улучшить механизмы налогового администрирования и по-новому рассмотреть специальные налоговые режимы в преддверии всеобщего декларирования.
В 2016 году завершена акция по легализации имущества. В ней приняли участие свыше 140 тысяч граждан, легализовано 5,7 триллиона тенге, из них в виде денег – 4,1 триллиона тенге.
В ближайшее время изменится роль системы образования. Образование должно стать звеном новой модели экономического роста. С этого года по инициативе президента начинается реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
С 1 июля текущего года начнет внедряться система обязательного социального медицинского страхования, основанная на солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Эффективность этой системы доказана мировой практикой.
Также Главой государства предложено законодательно ввести регулирование цен на все лекарственные средства.
По поручению президента с 1 июля 2017 года повышены пенсии для 2,1 миллиона пенсионеров до 20% к уровню 2016 года. Кроме того, с 1 июля 2018 года назначение базовой пенсии будет осуществляться по новой методике. Ее размер зависит от стажа участия в пенсионной системе.
Ежегодно в стране рождается порядка 400 тысяч детей, что выше уровня 1999 года почти в два раза. С 1 июля 2017 года увеличены размеры единовременного пособия на рождение на 20%.
Прожиточный минимум должен соответствовать реальным потребительским расходам казахстанцев. С 1 января 2018 года порог оказания адресной социальной помощи должен вырасти с 40 до 50% от величины прожиточного минимума.
Реформы, направленные на защиту частной собственности, верховенство права и обеспечение равенства всех перед законом, будут продолжены.
На простоянной основе будет проводиться «ревизия» всего законодательства на предмет выявления норм, препятствующих конкуренции и на предмет усиления защиты прав собственности.
Президентом поручено гуманизировать административное и уголовное законодательство. Административные штрафы должны быть справедливыми и соразмерными совершенному правонарушению. Экономические составы с невысокой степенью общественной опасности должны быть декриминализированы.
Принимаемые государством меры должны способствовать существенному снижению уровня коррупции в стране. Основной акцент направлен на выявление и искоренение причин и предпосылок коррупции, усиление работы по борьбе с последствиями коррупции. С развитием социальных сетей и других медиаресурсов всеобщее неприятие должно стать мощным инструментом в противодействии коррупции.
Главная задача, поставленная Главой государства, - это создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей.
Президент верит в светлое будущее Казахстана и заверяет, что казахстанское общество будет жить в процветающей, экономически развитой и экологически чистой стране. Население страны станет высоко образованной нацией, обладающей прекрасным здоровьем, с ответственной позицией за будущее поколений, имеющей высокооплачиваемые доходы, толерантно и терпимо относящейся к окружающим, с любовью и патриотически настороенной к Родине.
И в заключение процитирую обращение Главы государства в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 года : «Казахстан – молодое многонациональное, уверенное в своем будущем, динамично развивающееся государство! Мы прошли 25-летний путь становления. В следующие 25 лет нас ожидают еще более высокие рубежи. Собрав уникальный богатый опыт в создании государства, мы вступили в новый этап. Уверен, какие бы трудности не встретили нас впереди, мы их преодолеем. Наша главная сила – в единстве. Мы превратим Казахстан в еще более процветающую страну для наших потомков».