Дата публикации: 21.06.2016 18:05
Дата изменения: 21.06.2016 18:05

          Неотъемлемым элементом рыночной системы экономических отношений является банкротство. Конкуренция выявляет и продвигает на рынке наиболее состоятельных субъектов и очищает от тех, кто не соответствует его жестким требованиям.

Дифференциация субъектов рынка усиливается в условиях экономических кризисов и неопределенности. Предприятия, не способные выдержать конкуренцию, превращаются в балласт национальной экономики, втягивая в орбиту неплатежеспособности своих экономических партнеров. Для очищения экономической среды в рыночной системе применяется институт банкротства.

Банкротство, будучи по содержанию экономическим явлением, отражая определенное экономическое состояние данного хозяйствующего субъекта, в то же время становится правовым процессом решения последствий экономической несостоятельности данного хозяйствующего субъекта.

Институт банкротства служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства, как общего регулятора рынка.

Экономические основы банкротства более полно определяют содержание, принципы и цели банкротства. Отсутствие экономического а равно юридического понимания банкротства может привести к серьезным негативным явлениям в экономике.

Таким образом, банкротство - это объективное экономическое явление в рыночной экономике, которое исходит из самой сущности рыночных отношений.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своем послании к народу Казахстана определил, что «…в целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана должны применяться единые критерии при принятии решений о реабилитации или банкротстве. Банкротство должно быть последним шагом при невозможности восстановить деятельность убыточных предприятий».

Специфика законодательства о банкротстве заключается в том, что его правовое применение позволяет, в первую очередь, добиться урегулирования отношений между дебиторами и кредиторами. Там, где в критической ситуации должник не может справиться с бременем своих долгов, институт банкротства предоставляет возможность, привлекая кредиторов, третьих лиц, максимизировать активы и ресурсы должника, добиться как можно полного расчета по всем требованиям.

Институт банкротства, несмотря на сложившиеся в сознании общества скептическое и негативное отношение к нему, по сути, предоставляет неблагополучным юридическим лицам определенное преимущество, которое выражается в виде возможного освобождения от долгов по окончании банкротного производства (если должник не уличен в укрывательстве своих активов и т.д.). Таким образом, юридическое лицо, задействовавшее все свои резервы, пройдя через процедуру банкротства, может освободиться от бремени долгов, и в дальнейшем дать своему делу новый старт.

Еще одной немаловажной функцией института банкротства является урегулирование отношений между самими кредиторами. Это позволяет обеспечить равномерное соблюдение интересов всех взыскателей, предотвратить различные умышленные или случайные попытки каких-либо злоупотреблений или нарушений закона,  таких как преимущественное или досрочное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим и т.д. Равномерный и обоснованный, с социально-правовой точки зрения, порядок удовлетворения требований кредиторов, установление контроля кредиторов за имуществом и деятельностью неплатежеспособного дебитора делают механизм банкротства важнейшим звеном в процессе регулирования товарно-денежных отношений. С другой стороны, в рамках законодательства о банкротстве, должник также получает возможность обеспечения своих интересов от негативных действий со стороны кредиторов.

Следует отметить, что одним из новшеств в Законе РК «О реабилитации и банкротстве» является введение понятие урегулирования неплатежеспособности.  Введена новая процедура урегулирования неплатежеспособности должника до применения реабилитационной процедуры и/или признания должника банкротом. Должник при наличии одного или нескольких оснований для обращения в суд для применения процедуры реабилитации или банкротства, вправе принять решение об урегулировании своей неплатежеспособности и обратиться в суд с заявлением о применении  указанной процедуры с приложением документов, подтверждающих его неплатежеспособность. При этом, одновременно при подаче заявления в суд должник должен уведомить своих кредиторов о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности. В течение двух месяцев с даты всиупления в законную силу решения суда о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности, должник обязан заключить со всеми кредиторами соглашение об урегулировании неплатежеспособности сроком не более чем на три года, которое также должно быть утверждено судом. Законом установлены следующие последствия, которые наступают с даты вступления в законную силу определения суда об утверждении соглашения об урегулировании неплатежеспособности:

► прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) и вознаграждения (интереса) по всем видам задолженности должника;

► снимаются все ограничения финансовых и государственных органов по счетам должника без принятия соответствующих решений органов, их наложивших;

► прекращается исполнение ранее принятых решений судов, третейских судов, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учета требований о возмещении морального вреда, срок уплаты которых наступил после заключения соглашения;

► наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений в распоряжении его имуществом допускается только по искам о признании сделки недействительной и истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленным к должнику. Кроме того, кредитор (кредиторы) не вправе в течение периода действия соглашения об урегулировании неплатежеспособности обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом в случае, если должником соблюдаются все условия такого соглашения.

 

             В целом, изменения, внесенные в Закон «О реабилитации и банкротстве» позволит совершенствовать процедуры банкротства, увеличить степень защищенности прав кредиторов, установить прозрачность принимаемых мер при проведении процедур банкротства.

 

            Немаловажное влияние на уменьшение количества банкротов имеет разъяснительная работа Уполномоченного органа – Департамента государственных доходов о возможности применения в отношении несостоятельных должников процедур реабилитации и урегулирования неплатежеспособности.

 

         Айдос Жукеев, руководитель отдела реабилитации и банкротства Департамента государственных доходов по Карагандинской области