Жарияланған күні: 20.03.2018 16:43
Өзгертілген күні: 20.03.2018 16:43

Разработанная в рамках реализации 38-го шага Плана нации система «АСТАНА-1» стала еще одним серьезным технологическим шагом, направленным на повышение эффективности транспортно-логистической инф­раструктуры. А именно такую задачу поставил Глава государства в своем Послании, сделав особый акцент на необходимости обеспечения масштабного внедрения цифровых технологий.

Новая информационная система призвана способствовать сокращению количества докумен­тов для оформления экспорта и импорта, а также времени их обработки. Ее разработчики – эксперты ЮНКТАД ООН – отмечают, что ИС «АСТАНА-1» можно назвать казахстанской технологией, так как она полностью переработана и настроена в соответствии с нормами Таможенного кодекса ЕАЭС.

Ранее при проведении таможенных операций использовалось несколько систем, в результате чего возникали проблемы, которые негативно сказывались на качестве оказания гос­услуг. Кроме того, были ощутимы финансовые расходы на сопровож­дение данных технологий в размере около 265 млн тенге ежегодно.

Теперь весь процесс оформления – от ввоза товара до его очистки – реализован в ИС «АСТАНА-1». Это позволяет участникам ВЭД, находясь на единой информационной платформе, производить любые операции – от подачи предварительной информации до контроля после выпуска товара, что, конечно же, ускоряет обработку данных.

Новая система имеет ряд преи­муществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса. При отсутствии рисков ИС «АСТАНА-1» автоматически выпускает дек­ларацию на товары.

Существенную разницу между тем, как было и как стало, подчеркивает и другой важный момент – система предоставляется пользователям совершенно бесплатно. Более того, декларант может производить все таможенные операции не покидая офиса – ему нужно иметь лишь доступ к Интернету. При этом обмен информацией между ним и таможенными органами исключает прямые человеческие контакты, а значит, минимизируются коррупционные риски.

В связи с тем что ИС «АСТАНА-1» является многофункциональной и комплексной системой, принято решение о ее поэтапном запуске. Первым этапом внедрения стало введение в опытную эксплуатацию подсистемы «Таможенный транзит» (с 1 октября 2017 года), которая обеспечивает совершение всех таможенных операций в пункте пропуска на границе: предварительное информирование, применение технических средств контроля, контроль иных государственных органов, а также таможенных процедур, связанных с транзитом товаров.

Среди очевидных плюсов – возможность формирования предварительной информации, которая в последующем преобразовывается в транзитную декларацию. После прибытия товара в пункт назначения она учитывается при формировании электронного документа хранения, который, в свою очередь, автоматически используется при формировании декларации на товары.

Стоит отметить, что в отношении товаров, по которым поступила предварительная информация, заблаговременно проводится анализ по системе управления рисками, и, соответственно, при прибытии товаров контроль проводится в минимально короткое время.

Вместе с тем участник ВЭД имеет возможность отследить в системе процесс прохождения транспортного средства через границу, например, узнать, на каком пункте пропуска оно в данный момент находится.

Следующим этапом – с 1 января 2018 года – стало введение в опытную эксплуатацию подсис­темы «Таможенное декларирование» по таможенной процедуре «Экспорт».

Внедрение ИС «АСТАНА-1» по остальным таможенным процеду­рам планируется завершить до конца апреля 2018 года.

Как и все новое, внедрение ресурса вызвало немало вопросов. Чтобы помочь людям разобраться с предлагаемыми изменениями в таможенной сфере, в Комитете государственных доходов создан чат в социальной сети Tеlegram, где все пожелания и рекомендации внимательно изучаются, а проблемные вопросы оперативно отрабатываются экспертами специально созданной рабочей группы.

Конечным итогом работы будет полная автоматизация процесса таможенного оформления товаров посредством внед­рения цифровых технологий.